Логоритмика ( «логопедическая ритмика») — физические упражнения, задания и игры, которые сопровождаются сочетанием музыки, слов и движений.
Польза от занятий логоритмикой:
- Сочетание ритмических движений с голосовым сопровождением ( пением, стихами, подвижными играми) способствует развитию речевого центра головного мозга, т.е. устраняет недостатки речи,
- помогает малышу ориентироваться в пространстве и координировать свои движения во взаимосвязи с речью и музыкой,
- улучшает общую и мелкую моторику,
- снимает психоэмоциональное напряжение,
- учит правильному речевому дыханию,
- совершенствует фонематический слух,
- развивает творческие способности: выбрав образ, малыш учится перевоплощаться и выразительно двигаться.
Логоритмика и ее польза для детей, имеющих речевые нарушения
Общее недоразвитие речи – это сложный и стойкий речевой дефект, при котором нарушено формирование всех сторон речи.
Одной из эффективных коллективных форм коррекционной работы с ними представляют логоритмические занятия, основанные на тесной связи слова, движения и музыки. В их основе лежит комплексно — игровой метод.
Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно – от занятия к занятию.
Постепенно к проговариванию подключаются и дети по собственной инициативе.
В соответствии с лексической темой отрабатываем ритмическую структуру слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, поэтапно усложняя речевой материал.
Логоритмические занятия включают следующие виды упражнений:
- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве начинают каждое занятие.
- Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
- Артикуляционные упражнения позволяют уточнить правильное звукопроизношение, развивают подвижность языка, челюстей, губ, укрепляют мышцы глотки.
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
- Упражнения на тонкую моторику способствуют развитию точных движений пальцев рук.
- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную.
- Чистоговорки . С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры . Использование стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
- Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей .