“Что делать, если ребенок не говорит?” — очень распространенный вопрос на форумах мам. Не всегда стоит торопить речь ребенка, но совершенно очевидно следует прилагать достаточно усилий к развитию и накоплению пассивного словаря малыша. Расскажем, как это сделать.
Не говорить ребенок может по множеству причин. Одна из них — незрелость речевых структур мозга. Эта ситуация совершенно нормальна для детей 2-3 лет, при условии, что у них есть лепетная или слоговая речь. Более серьезные случаи задержки речевого развития или сниженного слуха решаются в том числе с помощью медикаментов. Но в любом варианте без участия близких взрослых в развитии речи не обойтись. Поэтому не упустите большой потенциал этих занятий:
Теневой театр
Это клад сюжетов и смыслов для развития воображения ребенка. Сказочные события и развивающие сюжеты (о природе, технике, быте) вы можете сопровождать коротким рассказом или вопросами, ответы на которые можно давать после паузы. “Почему заяц так быстро бежит? Он опаздывает на автобус! Откуда взялся грибок? Он вырос из-под этого листика”… Стимулируйте произнесение малышом различных звукоподражаний: автобус едет бррр, метла метет шух-шух. Рисование и вырезание фигурок для теневого театра вместе с ребенком подарит малышу дополнительные минуты загадки и ожидания таинства, содержание которого будете знать только вы — ведь вы не скажете, о чем будете показывать теневой спектакль сегодня, правда?
Есть здоровые дети, которых так понимают в быту, что им смысла нет говорить. Мой ребенок после 3 лет попал к бабушке, заговорил моментом. Потому что бабушка не понимала ни гль-гль, ни мись, ни грайку.
Юлия Каверзина, Волгоград
Пантомима
Невербальный язык — пластика тела и мимика — не менее устной речи важны в передаче мысли и общении. Перед чтением книги на ночь дайте ребенку задание изобразить, к примеру, большого сильного медведя, среднюю медведицу и маленького медвежонка, а затем маленькую непослушную девочку. Какую сказку вы задумали? Попросите ребенка произнести звуки этой сказки или принести вам загаданную книжку. А чтение будет наградой за успешную пантомиму. В игру “Крокодил”, загадывая слова друг другу по очереди, можно играть уже с 2,5 лет. Неговорящему ребенку предложите 3-4 карточки (например, с кузнечиком, трактором, колокольчиком и самолетом), изобразите одного из изображенных на них персонажей (например, кузнечика) и попросите показать отгадку. Показывайте бурную радость, когда ребенок отгадывает вашу пантомиму. А потом меняйтесь ролями. Отгадывая персонаж ребенка, показывайте на карточку и сами называйте ее: “самолет?”.
У меня молчал до 4х. Как занимались? Брали 3-4 игрушки, кубики мягкие, подручные средства: чашки, кастрюли и т.п. Сначала учили названия: это кошка. Кошка мяукает: мяу-мяу. Изучили 3-4 слова. Потом можно вопросы типа: кто мяукает? Ребенок показывает пальцем. Выучили много слов на такой волне, потом подключили команду: принеси зайку? Положи мышку в коробку. Задаем вопросы и отвечаем за ребенка. Постепенно появились последние гласные: вместо собака ребенок говорил …а…а
Нина Задорожная, г. Пермь
Звукоподражание
Становление речи тесно связано с развитием умения слышать и повторять звуки. Многие неговорящие дети, не повторяя слова и даже звуки за взрослым, являются прекрасными звукоподражателями. Обращайте внимание ребенка на звуки, которые издает природа или предметы, созданные человеком. С этими звуками можно играть, пытаясь повторить их с помощью голоса и речевого аппарата.
Сюжетно-ролевые игры
Вариантов взаимодействия даже двух человек, участвующих в игре в “магазин”, “почту” или “аэропорт”, бесконечное множество. Но помимо увлекательного сюжета, у таких игр невероятный потенциал речевого взаимодействия. Ведь даже если у вас отлично налажен быт и вы с ребенком понимаете друг друга без слов, всегда можно “притвориться” в игровой ситуации и сделать так, чтобы ребенок был вынужден ответить на ваш вопрос или объяснить свою позицию. При отсутствии речи вам важно вызвать наличие звуков, жестов, символическое соединение объектов, показывание карточек с предметами или рисование на бумаге — все, что может заменить словесную речь в общении. Вам важны не столько сами слова, сколько образы и процесс мышления ребенка, когда он решает эти образы передавать вам. А слова придут.
Песенки очень хорошо у таких детей идут, они начинают пропевать по-своему. И музыкальные инструменты тоже хороши. Мы даже ходили на арфотерапию. Сначала ребенок начинает гласные петь, но с этого у нас началась речь, а однажды включились сразу длинные слова.
Светлана Незнамова, г. Нижний Новгород
Просмотр карточек лото и детских презентаций
Это универсальный материал, с которым можно придумать множество вариантов игры. Например, в быстром темпе показать четыре карточки: “Это мышка. Это карандаш. Это тарелка. Это грузовик”, а затем выложить перед ребенком пять карточек и спросить: “Какой картинки не было?”. Вы вызовите у ребенка желание заговорить, если при назывании даже правильно показанной картинки ошибетесь. Например, ложку назовете вилкой, а сову — собакой. Сделайте паузу в 1-2 секунды, чтобы дождаться изумленной реакции или жеста ребенка, а затем проговорите “ой, я перепутал(а) совсем, это же сова”. Такими приемами не следует злоупотреблять, но они очень помогают наладить с ребенком двусторонний диалог, а не просто обучающий монолог.